Petrushkafood.ru

Красота и Здоровье
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Биологические факторы психического развития

Вопрос 6. Перечислить общие закономерности и движущие силы психического развития. Охарактеризовать биологические и социальные факторы, влияющие на развитие психики

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение объекта, сопровождающееся возникновением нового качественного состояния.

Развитие предполагает переход растущего организма на более высокую ступень, и этот переход зависит как от созревания, так и от научения.

Психическое развитие человека – закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Направлениями психического развития человека являются:

— когнитивное развитие, т.е. развитие познавательных процессов;

— развитие эмоционально-волевой сферы (развитие эмоций, чувств, волевых качеств личности);

— развитие индивидуально-психологических свойств (развитие темперамента, характера, способностей, мотивационной сферы).

Урунтаева Галина Анатольевна выделила следующие закономерности психического развития:

1) неравномерность и гетерохронность: каждая психическая функция развивается своими темпами, имеет свой сензитивный (т.е. наиболее благоприятный) период развития, фазы развития органов и функций не совпадают по времени;

2) стадиальность развития: в результате скачкообразного и противоречивого характера психического развития чётко прослеживаются определённые стадии, имеющие характерные возрастные особенности психического развития;

3) дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств: обособление психических функций в самостоятельные формы психической деятельности и одновременная взаимосвязь и взаимообусловленность (например, мышление и речь);

4) смена биологических и социальных детерминант (причин), определяющих психическую деятельность и поведение;

5) пластичность психики: изменение психики под влиянием разных условий, различного опыта.

Наиболее существенные и длительно действующие факторы, оказывающие влияние на развитие психических процессов и свойств личности, являются движущими силами психического развития.Разрешение этих противоречий и обеспечивает формирование психических новообразований и дальнейшее развитие психики.

Эти противоречия и являются движущими силами психического развития:

— противоречие между потребностями и возможностями;

— общее движение развития определяет соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций;

— движущей силой развития является сотрудничество ребёнка со взрослым, создающим ему зону ближайшего развития. Взрослый является как бы промежуточным звеном, посредником между ребенком и обществом. Взрослый: а) сначала удовлетворяет физиологические потребности ребенка, б) затем выступает образцом эмоциональных отношений, в) образцом действия с общественными предметами, г) носителем знаний, культуры, социальных норм, д) образцом профессионального мастерства и т.д.;

— движущей силой развития является и ведущая деятельность в каждом возрастном периоде. Именно эта деятельность подготавливает ребёнка к переходу на новый этап психического развития;

— движущей силой психического развития и показателем его нормального протекания является психическое и психологическое здоровье ребёнка. В основе психического здоровья – развитие высших психических функций. Психологическое здоровье связано с тем, что человек находит достойное, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире.

Факторы психического развития – основные условия качественных изменений психических процессов и свойств личности. Это то, что определяет его содержание и направленность.

Выделяют биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относят наследственные и врождённые предпосылки психического развития, которые предопределяют особенности психического развития. Наследственные предпосылки передаются через генотип, врождённыё обусловлены особенностями внутриутробного развития. Так по наследству передаются задатки к способностям, тип нервной системы. Врождённые – условия внутриутробного развития, влияющие на дальнейшее формирование психических свойств.

Удельный вес наследственного фактора может меняться. Мера прояснения наследственных особенностей во многом зависит от условий жизни, особенностей воспитания, типа обучения, возраста ребенка.

Социальные факторы – это влияние среды, условия психического развития: активность, обучение и воспитание.

Среда – совокупность социальных, экономических, культурных и других условий жизнедеятельности человека. Влияние среды может быть стихийным, так как человек живёт в определённых социально-исторических условиях, которые неизбежно влияют на его психическое развитие. Так же микросреда (семья, группа, компания друзей и т.д.) оказывает определённое влияние на личность. Специфическая для каждого возрастного периода система отношений человека в социальной среде, в которой происходит его психическое развитие, называется социальная ситуация развития.

Важнейшим фактором психического развития ребенка, формирования его личности являетсяактивность – деятельное состояние организма, связанное с вмешательством в окружающую среду с целью ее изменения в соответствии с потребностью.

Общество специально организует процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта, контролирует его ход, создавая специальные воспитательно-образовательные учреждения: детские сады, школы и пр. Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс формирования различных сторон личности. Обучение– это процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков. Обучаться ребенок начинает с момента рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Воспитаниепредполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, то есть формирование всех сторон личности. Так же как и обучение, воспитание начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что нет ни одного психического качества, которое зависело бы только от одного фактора. Все факторы влияют на психическое развитие в органическом единстве.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Факторы психического развития, их характеристика

Факторы и условия психического развития

Развитие– это изменения, происходящие в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.

Читать еще:  Ожирение психосоматика луиза хей

Рассмотрим вопрос о том, какие факторы влияют на психическое развитие человека.

Биологический фактор включает в себя наследственность и врожденность. Наследуется, например, темперамент, задатки способ­ностей, но единого мнения о том, что именно в психике человека ге­нетически обусловлено, нет. Врожденность — это особенности, приоб­ретенные ребенком во внутриутробной жизни.

Так, имеют значение перенесенные матерью в период беремен­ности заболевания, прием лекарств и т.д. Врожденные и унаследо­ванные черты составляют только возможность будущего развития личности. Например, развитие способностей зависит не только от задатков. Способности развиваются в деятельности, важна собственная активность ребенка.

Считается, что человек — существо биологи­ческое и от природы наделено определенными чертами характера, фор­мами поведения. Наследственность определяет весь ход развития.

В психологии существуют теории, в которых преувеличивается роль наследственности в психическом развитии человека. Они называются биологизаторскими.

Социальный фактор включает в себя социальную и природную среду. Природная среда, действуя опосредованно через социальную среду, является фактором развития.

Социальная среда – понятие широкое. Выделяется среда семейная и общественная Ближайшее социальное окружение ребенка непосредственно влияет на развитие его психики. Общественная среда также оказывает влияние на развитие психики ребенка — и средства массовой информации, и идеология и др.

Вне социальной среды ребенок развиваться не может. Он ycваивает лишь то, что даётся ему ближайшим окружением. Без человеческого общества ничто человеческое в нем не появляется.

Осознание важности влияния социального фактора на развитие психики ребенка привело к появлению так называемых социологизаторских теорий. Согласно им, подчеркивается исключительная роль среды в развитии психики.

В действительности важнейшим фактором развития является активность самого ребенка. Активность – это формы взаимодейст­вия человека с окружающим миром. Проявление активности индиви­дуальное и многоуровневое. Выделяются три вида активности:

1.Биологическая активность. Ребенок рождается с определенными естественными потребностями (органическими в движении и т.д.) Они обеспечивают связь ребенка с окружающим миром. Так, криком ребенок сообщает о желании есть и т.д.

2. Психическая активность. Эта активность связана с формированием психических процессов, с помощью которых происходит познание мира.

3. Социальная активность. Это высший уровень активности. Ребенок изменяет окружающий мир, самого себя.

Те или иные элементы среды в разное время оказывают на ребенка разное воздействие в зависимости от степени и характера его активности по отношению к этим элементам. Психическое развитие ребенка осуще­ствляется как процесс овладения социальным опытом, который одновременно является процессом формирования его человеческих способностей и функций. Этот процесс происходит в ходе активной деятельности ре­бенка.

Все факторы развития социальный, биологический, активности тесто взаимосвязаны. Абсолютизация роли какого-либо из них в психическом развитии ребенка неправомерна.

В отечественной психологии подчеркивается единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследствен­ность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (ощуще­ния, восприятие) больше обусловлены наследственно, чем высшие. Высшие функции – продукт культурно-исторического развития чело­века. Наследственные задатки играют лишь роль предпосылок. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственность. В разви­тии всегда участвует среда. Психическое развитие ребенка — это не механическое сложение двух факторов. Это – единство, изменяющее­ся в процессе самого развития. Так, например, считается, что наслед­ственно определен диапазон развития какого-либо свойства. Внутри этого диапазона степень развития свойства зависит от условий среды.

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 12314 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Биологические и социальные факторы в психическом развитии индивида

Биологические и социальные факторы в психическом развитии индивида. Человек рождается с определенными наследственными задатками. Большинство из них многозначны — на их основе могут быть сформированы различные качества личности. При этом решающую роль играет процесс воспитания. Однако возможности воспитания связаны и с наследственными особенностями индивида. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации человека, его природе заложены возможности его будущего психического развития.

Генотип [1] индивида определяет схему его индивидуального развития. Каждая стадия онтогенеза (индивидуального развития) человека наступает в результате актуализации различных локусов его генотипа. Разные стадии развития контролируются разными генами, но их активация осуществляется не спонтанно, а под влиянием внешних воздействий. В настоящее время устанавливаются закономерности развертывания генетической программы во времени [2] . Процесс психического развития детерминирован не только социально, но и генетически. Эти детерминанты связаны между собой. И чем сложнее формирующаяся функция, тем сильнее взаимосвязь природного и социального.

В каждом периоде развития имеет место повышенная избирательная чувствительность к определенным средовым воздействиям (сензитивность). Сензитивность — фильтр, пропускающий одни средовые воздействия и блокирующий другие. Она может быть у одних индивидов узкой, у других — более широкой. Это и определяет спектр воздействия среды на развитие данного индивида, направленность его развития.

Каждая стадия развития создает основу для последующего развития. Но только активность человека делает его субъектом развития. Психические особенности человека определяют предпочитаемые им средовые воздействия. Модифицируя среду, человек создает наилучшие условия для реализации своей генотипической программы. На ранних этапах развития формируются преимущественно общевидовые формы поведения, а не более поздних — индивидуальные.

Читать еще:  Психокоррекция лишнего веса

Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Даже природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными. Человек от рождения имеет высочайшую биологическую организацию, в которой генетически заложены возможности его универсального развития. Но сама биология человека социально детерминирована — обусловлена общественно-историческим развитием человека [3] .

Следует различать созревание и формирование психики. Внутреннее спонтанное изменение психики человека является ее созреванием. Развитие психики под влиянием внешних, и прежде всего социальных, воздействий является ее формированием.

Совокупность всех морфологических, физиологических и психологических особенностей индивида, обусловленных в своем развитии действием общих генетических факторов, образует конституцию человека (от лат. constitutio — построение).

Проблема взаимодействия биологического и социального породила в истории психологии различные теории психического развития. Одна из них — теория биологического созревания — утверждала, что психические функции человека наследственно определены, что они не зависят от внешней среды, развиваются по мере биологического созревания организма. Причем развитие индивида повторяет развитие всего человеческого рода (биогенетический закон).

Другая теория — теория ведущей роли среды — утверждала, что среда — решающий фактор в психическом развитии человека. Последователи этой теории не усматривали качественных возрастных изменений в психическом развитии и сводили его к накоплению знаний, умений и навыков.

Современные научные данные свидетельствуют о том, что определенные биологические факторы могут выступать в качестве условий, затрудняющих или облегчающих формирование тех или иных психических качеств человека. Как известно, ядро половой клетки человека содержит 23 пары хромосом, с одинаковым распределением X- и Y-хромосом. Но встречаются люди с хромосомными аномалиями (с частотой 1:500), которые имеют в клеточном ядре не 46, а 47 хромосом.

Индивиды с лишней Х-хромосомой (YXX) отличаются вялостью, снижением уровня воли и интеллекта. Лишняя Y-хромосома (XYY) вызывает эмоциональную неустойчивость, повышенную агрессивность. Конечно, хромосомную аномальность нельзя трактовать как наличие у отдельных людей «генов преступности». Благоприятная система воспитания, учитывающая биологические особенности данного индивида, нейтрализует отрицательные стороны хромосомной аномалии.

Пограничная с генетикой область психологии — психогенетика — исследует взаимосвязь генотипа и условий среды, проявляющуюся в особенностях поведения индивида. При этом используется метод близнецов (предложенный Ф. Гальтоном еще в 1876 г.), позволяющий уравнять наследственный фактор и выявить специфическую роль среды и наследственности. Генотип у монозиготных (однояйцовых) близнецов идентичен.

Для каждого индивида существуют свои наследственно-средовые ограничения. Среда может как стимулировать экспрессию (проявление) генетического потенциала, так и подавлять его.

Типология индивида как представителя биологического вида может быть осуществлена по трем различным основаниям: генетическому, нейрогуморальному и по врожденным особенностям типа высшей нервной деятельности (нейротип). По нейрогуморальным особенностям, по особенностям реагирования симпатико-адреналиновой системы (САС) на различные воздействия среды выделяют три типа: 1) A-тип (адреналовый), 2) НА-тип (норадреналовый), 3) А + НА-тип (смешанный).

Представители A-типа отличаются тревожностью, повышенной ответственностью, самокритичностью, тяжело переносят нервные перегрузки, подвержены сердечно-сосудистым заболеванием. (Среди мужчин доля А-типа составляет более 30%, среди женщин — 30%.).

Представители НА-типа отличаются постоянной повышенной напряженностью. Это серьезные, замкнутые, немногословные, скрытые и властные люди. Они целеустремленны и деятельны, способны к преодолению трудностей, но тяжело переживают неудачи, склонны к нервным срывам. (НА-тип среди мужчин составляет 17%, среди женшин — 26%).

Представители А + НА-типа (смешанного) отличаются повышенной эмоциональностью, резкой сменой настроений, эмоциональной неустойчивостью.

Биологические особенности индивида модифицируются в процессе его социализации. Однако они остро проявляются в экстремальных обстоятельствах. (Обусловленность поведения индивида типом высшей нервной деятельности см. «Темперамент».)

[1] Генотип — набор генов данного индивида.

Факторы психического развития

4.3 Факторы психического развития

Факторы психического развития личности — это то объективно существующее, что определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова.

Все многообразие факторов психического развития в возрастной психологии можно условно разделить на три группы:

1. Собственно возрастные факторы психического развития – связаны с сензитивностью и с периодизацией психического развития. Психическое развитие всегда подчиняется закону сензитивности, т.е. каждый период психического развития является сензитивным.

Сензитивный период – период наивысшей психической чувствительности к развитию определенных психических функций.

· для развития речи — от 1 года до 3 лет;

· Для освоения иностранных языков – 4 –5 лет;

· Для усвоения этических представлений и норм – дошкольный возраст;

· Для формирования самооценки — от 3 до 9 лет;

· Для усвоения основ наук – младший школьный возраст.

При упущении сензитивного периода – восстановление психических функций осуществляется по принципу компенсации и гиперкомпенсации.

Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.

Значение воспитания и образования для психического развития – не упустить сензитивный период, важный для развития тех или иных функций, так как в другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными.

Читать еще:  Психотерапевт пищевое поведение

2. Внутренние факторы психического развития – биологические факторы (генотип) и индивидуальные особенности личности.

Биологические факторы развития – включают в себя, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуется, по крайней мере, два момента – темперамент и задатки способностей.

Биологические факторы, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка (токсикозы, лекарства, болезни матери) и сам процесс рождения (родовые травмы, асфиксия и др.).

Индивидуальные особенности – это особенности, свойственные именно данному человеку, составляющие своеобразие его психики и личности, делающие его неповторимым, уникальным, т.е. отличают данную личность ото всех других. На их формирование оказывают существенное влияние: природные свойства человека, направленность личности, характер, взаимоотношения различных свойств и качеств.

3. Внешние факторы психического развития – включает в себя все то биологическое и социальное, которое образует так называемый биокультурный контекст. Это природная и социальная среда, в которой развивается личность.

Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно – через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру. На Крайнем Севере, кочуя с оленеводами, ребенок будет развиваться несколько иначе, чем житель промышленного города в центре Европы.

Социальная среда – это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. Кроме того, это и ближайшее социальное окружение: родители и другие члены семьи, позже — воспитатели и учителя, позже – сверстники и социальные группы.

Значение социальной среды на психическое развитие наглядно показывают случаи с детьми «Маугли». Их участь, как правило, – заведения для умственно отсталых, т.к. если ребенок был изолирован от людей и жил среди зверей с младенчества более трех лет, он практически не может освоить человеческую речь, и познавательные процессы его очень затруднены.

тема 5. Источники, Движущие силы и условия психического развития личности

5.1 Источники психического развития

В психологических теориях можно выделить два направления, которые по-разному рассматривают источники психического развития – биологизаторское и социологизаторское:

1. Биогенетическая концепция развития. Представители этой концепции считают, что ведущей в развитии человека является наследственность. Человек рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития – и его темп, быстрый или замедленный, и его предел – будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Американский ученый Э. Торндайк утверждает, например, что все духовные качества личности, ее сознание – это такие же дары природы, как и наши глаза, уши, пальцы и другие органы нашего тела. Все это наследственно дается человеку и механически воплощается в нем после зачатия и рождения. Американский педагог Джон Дьюи считает, что человек рождается даже с готовыми моральными качествами, чувствами, духовными потребностями. Представители теории, известной под названием «биогенетический закон» (Ст.Холл, Гетчинсон и др.), считают, что ребенок в своем развитии постепенно воссоздает все этапы исторического развития человека: период скотоводства, земледельческий период, период торгово-промышленный. Только затем он включается в современную жизнь. Ребенок живет жизнью своего исторического периода. Это проявляется в его склонностях, интересах, стремлениях и действиях. Сторонники теории «биогенетического закона» отстаивали свободное воспитание детей для того, чтобы они могли полноценно развиваться и включаться в жизнь того общества, в котором живут.

2. Социогенетическая концепция развития. Согласно социогенетическим теориям, развитие человека определяется социальными условиями. Джон Локк (ХVII в.) считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска: на этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые. Социологизаторские идеи о неограниченных возможностях формирования личности ребенка получили достаточно широкое распространение. Они созвучны идеологии, господствующей в нашей стране до середины 80-х годов, поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических трудах.

В начале ХХ столетия возникла педологическая концепция психического развития. Педология придерживалась теории двух факторов развития: биологического и социального, считая, что эти два фактора конвергируют, то есть, взаимодействуя, не всегда находят надлежащее теоретическое обоснование, оставляя открытым вопрос о движущих силах психического развития.

Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С.Выготского. Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития: «…Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. …Элементарные вещи (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственностью, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции – продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. С другой стороны, среда тоже всегда «участвует» в развитии. …Никогда никакой признак детского развития не является чисто наследственным. Психическое развитие не определяется механическим сложением двух факторов, а лишь их взаимодействием».

Психическое развитие, таким образом, – это дифференцированное, изменяющееся в процессе развития единство наследственных и социальных влияний.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector